В период расцвета и застоя была такая шутка: если в инструкции на какой-либо аппарат советской разработки сказано «портативный», это означает, что есть ручка для переноски. «Полупортативный» означает две ручки. Этот сабвуфер в той же терминологии стал бы портативным лишь на четверть.
http://i040.radikal.ru/0802/ec/5aa9ab4e4478.jpghttp://i030.radikal.ru/0802/84/1c3c62d723d9.jpg
Всего второй раз за без малого восемь лет существования нашего журнала нам попался непереносимый компонент. Обычной стати двенадцатидюймовые сабвуферы наш фотограф, например, таскает в студию по два, привычно зацепив рукой за раму. Чтобы лишку не бегать. Только однажды он призвал на помощь товарищей по работе - для съёмки квадратного Kicker SoloX с диагональю 21 дюйм. Но там всё оказалось ясно заранее: уже на упаковочной коробке было не без гордости начертано: брутто 64 кг, нетто 48. В этот раз в плане съёмки стоял очередной 15-дюймовый сабвуфер, без видимых признаков фанатизма. Признаки эти стали очевидны только на этапе извлечения объекта съёмки из упаковки. Сорок пять с половиной кило (нетто), облечённые в крайне неудобную для переноски форму.

Это, а также довольно экстравагантная цена испытуемого компонента мгновенно вывели его из числа участников группового теста сабвуферов идентичного калибра. Такое случилось и в прошлом номере, когда один из басовых моноблоков настолько явно выпадал из общей группы бегущих к финишу, что его перевели в другую рубрику, не для всех. Впрочем, цена и вес - это какие-то мещанские категории, не главные для электроакустического прибора. Чем же специфическим, сабвуферным, так выделяется динамик, названный своими создателями странным словом HoLeeS (объяснений не предоставлено)?

Если помните, раздавая общие, видовые характеристики сабвуферам, мы их условно подразделяем на «тонкие» и «толстые». Первые отличаются лёгкой подвижной системой, мягким подвесом, высокой чувствительностью и часто невысокой предельно допустимой мощностью. У вторых всё, разумеется, наоборот, почему и, главное, зачем - мы объясняли неоднократно. Есть, однако, и третья категория басовых головок, в принципе, относящихся к «толстым», но заслуживающих выделения в особый класс - «длинные». Один такой был в рубрике «На ковёр!» прошлого номера, встречались и до него, хотя немного. Если характеристики «толстый» и «тонкий» относятся к конструктивным параметрам, не всегда видимым невооружённым глазом, то «длинные» действительно именно таковы. Их общая высота, независимо от конструкции диффузора, намного больше обычных пропорций. Почему, а главное - зачем? За мощностью и ходом диффузора. Сабвуферы, выглядящие «длинными», как правило, снабжены двумя центрирующими шайбами, разнесёнными на некоторое расстояние вдоль каркаса звуковой катушки, и магнитом зримо увеличенной высоты. Всё это - слагаемые максимально реализуемого хода диффузора и становится особенно зримо (и особенно важно), когда у самой звуковой катушки диаметр больше «полагающегося» для такого калибра.

Специалистам известно, что первой причиной выхода из строя перегруженного басового динамика является перекос звуковой катушки с последующим её заклиниванием в зазоре. Вторая причина - перегрев катушки при нормальной работе подвижной системы, но для этого требуется большее старание. Перекос катушки происходит по банальным причинам - от горячей звуковой катушки компаунд, который держит центрирующую шайбу, размягчается (причём неравномерно), и движение катушки становится не прямолинейным. А перегрев тем менее вероятен, чем больше диаметр катушки.

Перечисленные признаки доведены у HoLeeS до логического предела. Центрирующих шайб даже не две, а практически четыре: две сдвоенные. Магнит высотой 60 мм при диаметре 275. Звуковая катушка - трёхдюймовая, масса подвижных деталей по измерениям составила около 500 г. Гигантские, около 300 мм в диаметре, центрирующие шайбы дают очень веские основания ожидать от динамика уникальных показателей по максимальному (и линейному, заметьте) ходу диффузора, чему способствует и конструкция внешнего гофра. 44 миллиметра ширины подвеса из вспененного полимера - это и само по себе на уровне рекорда; немаловажно и то, что «гофр» не полукруглый, а почти треугольный в сечении, а значит, длина упругого материала больше, ещё больше становится и допустимый ход диффузора. Сам диффузор представляет собой замкнутую конструкцию из конуса и жёсткого «днища», которое как раз и видно снаружи

Звуковая катушка у такого чудовища, естественно, с двумя обмотками, каждая секция - по 1 Ом. На каждую секцию катушки предусмотрено по четыре (а не по две) клеммы шикарной конструкции с винтом под шестигранник. Напрямую к катушке подключены по две, остальные соединены с выводами секций катушки через предохранители, хотя эта мера предосторожности выглядит немного странно.

Нормальным режимом эксплуатации фирма считает подключение каждой к своему каналу усилителя, в предположении, что последний рассчитан на 1-омную нагрузку. Хотя правильнее будет сказать не «к каналу», а «к усилителю», что вытекает из рекомендаций по подводимой мощности. Эти рекомендации приведены изготовителями довольно красочно и не без амбиций. Даётся четыре диапазона мощностей: минимальная, оптимальная, максимальная и «не надо» (в оригинале - «Don't»). Минимальной мощностью для HoleeS-15 (а в другом калибре их пока не делают) изготовители считают уровень 1500 - 3000 Вт. Нормально, да? При такой подведенной мощности, по мысли авторов конструкции, вероятность повреждения, да и вообще износ сабвуфера - нулевые, но возможности его до конца использоваться не будут. Оптимум приходится на 3000 Вт. Наилучшее, по мысли тех же, сочетание звукового давления и уровня искажений. При 5000 Вт создатели HoLeeS признаются: здесь уже наступает некоторый компромисс между качеством и уровнем звукового давления. «Не надо» наступает на отметке 10000 Вт. Только здесь Earthquake заявляет об однозначном отзыве гарантии на изделие.

По мощности всё уже было сказано, повторяться не будем. Разминка динамика проводилась сигналом мощностью 400 Вт. То есть для HoLeeS это было как бы 400 Вт, усилителю было выжить проще, мы схитрили и вместо синуса подали прямоугольный сигнал, так что выходные транзисторы работали как бы в классе D: ток течёт лютый (в 2-омном включении), но транзисторы либо в насыщении (то есть полностью открыты), либо в отсечке (закрыты). И так три раза по полчаса - приходилось заряжать аккумулятор. Что касается чувствительности, у нас уже набежала кое-какая статистика. Чем «эспиэльнее» головка, тем ниже у неё опорная чувствительность, типичное значение (для калибра 12 дюймов) 82 - 85 дБ/Вт, для 15-дюймовых повыше, но ненамного (взгляните в тест этого номера). От этого динамика мы не вправе были ждать солидных значений чутья, и тем больше удивил результат, для «супертолстого» с пудовой подвижкой и непрогибаемым подвесом это весьма немало. Чуда, разумеется, тут нет, вы на магнит посмотрите. Нелинейные искажения вначале измерили, как обычно, то есть при давлении 96 дБ (1 м). Получилось очень впечатляюще. А потом прикинули, что можно снять с нашего усилителя, и измерили вторично, но уже при давлении 110 дБ. Получилось ещё более того. В общем, примерно такое же сочетание опорной чувствительности и нелинейных искажений нам встречалось лишь однажды. Параметры господ Тиля и Смолла тоже измерили двумя способами - методом дополнительной массы и методом дополнительного объёма. Разошлись результаты не сильно, на 6% (78,1 и 82,9 л), и мы взяли на вооружение среднее значение. Собственно, кроме этого показателя расхождений с заводскими данными, можно сказать, что и не было. Динамик оказался немного мягче, чем «обещано». Силовой фактор по нашим расчётам не 23,7 (как по спецификации), а «всего лишь» 19,4 Тл м, что, впрочем, тоже рекорд для катушки в 2-омном включении. Соответственно, масса подвижной системы лишь 472 г. А теперь (уже для общего развития), можем посчитать, какая максимальная сила действует на подвижную систему с такой массой на частоте 50 Гц при смещении диффузора 20 мм? Получаем 931 ньютон, что по-любому не меньше 90 кг.

Номинальный импеданс, Ом 1 + 1
Оптимальная/максимальная мощность
(по данным изготовителя), Вт 3000/5000
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 87,0
Реальная чувствительность
в салоне (ФИ), дБ/Вт 94,8
Неравномерность АЧХ
(ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ 2,7
Средний к.н.и., (96 дБ, 40 - 125 Гц), % 1,33
Средний к.н.и., (110 дБ, 40 - 125 Гц), % 3,15
Масса нетто, кг 45,5

Параметры Тиля - Смолла
Заявка Факт
Fs, Гц 25,5 25,0
Vas, л 69,3 80,5
Qts 0,338 0,374

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Сабвуфер 15 дюймов
КТО
Earthquake HoLeeS-15
ПОЧЕМ
$999
ЭТО - ПЛЮС

Редчайший резерв мощности
Способность работать с большим
акустическим усилением
Низкие нелинейные искажения
ЭТО - МИНУС
Сдачи с конкретной суммы -
всего доллар
ОДНИМ СЛОВОМ...
Сделан на миллион долларов,
а стоит тысячу
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение 10
Форма АЧХ в салоне 8
Реальная чувствительность 9
Искажения 9
Компактность оформления 9
ИТОГ 45

Фирменные рекомендации по объёму оформления очень простые, поскольку рассчитаны на спортивное использование сабвуфера и ни на какое другое. ФИ с объёмом от 113 до 225 л (от 4 до 8 «кубиков» нетто) с постоянной частотой настройки 65 Гц. Получается конкретно «эспиэльная» настройка с максимальным подъёмом 14 (точнее, 13,9) дБ на частоте 66,5 Гц. В удвоенном объёме ящика подъём попадёт на ту же частоту, но уже достигнет 15 дБ. Ну, мы с вами знаем, что в ходе соревнований имя победителя решают и десятые доли децибела. Мы, разумеется, не смогли остаться в стороне от акустического проектирования и решили выяснить, только ли для спортивных целей пригоден HoLeeS-15. Выяснили: не только. В спортивном жанре рекомендации изготовителей подтвердились полностью, причём если порт в максимальном ящике настроить пониже, на 53 Гц, получаем на частоте 56 Гц лёгкое такое усиление 16,4 дБ. Нам пришлось даже опустить кривые на графиках, чтобы это всё там поместилось. Конечно, на соревнованиях этот максимум и будет главным «аргументом», но для нас немаловажно, что такая настройка позволит получить максимальную осреднённую (как мы говорим, реальную) чувствительность на 7,8 дБ выше опорного значения. Вот теперь скажите, 94,8 дБ - это мало? В ящике меньшего объёма (112,8 л) очень похожий ход АЧХ, правда пиковое усиление будет «только» 15 дБ. Теперь о музыке. К удивлению, можно заставить HoLeeS-15 поработать и в этом виде искусств. Минимальная неравномерность достигается в ЗЯ с объёмом 20 - 22 л - в такой ящик сабвуфер придётся монтировать только «вверх дном», но зато компактность выше любых ожиданий. Возможна и музыкальная редакция фазоинвертора, в объёме 40 л с настройкой на 28 Гц получается очень даже замечательно